Вступила в строй в 1983 г. насосно-фильтровальная станция №2. Особенностью НФС-2 являлось то, что здесь к моменту пуска были установлены крупнейшие в стране контактные осветители, дающие возможность применять одноступенчатую очистку воды по высокотехнологичной цепочке: микрофильтры, смесители контактные осветители, резервуары для чистой воды. http://www.samaravodokanal.ru
НФС-2 (. площадка 2 подъёма декабрь 1982 год)
Вообще то строительство станции в районе Студёного овраг началось где то в 1976 году. Но потом по неизвестным причинам было приостановлено. И лишь примерно в 80-82 г. пошло более менее нормально, если так можно сказать. Видимо городу тогда ещё было не до неё.
А 1982 году можно было уже видеть примерный размах стройки. Потому что в то время работами занимались уже несколько подрядных организаций. Было построено несколько корпусов, корп. РМЦ (мех.цех), корп.НС-2под.(насосной станция 2-подъёма), , проходная (контора), корп. контактных осветлителей, котельная, хлораторная и шло строительство блока корп. МКФ микрофильтров). Шло строительство шахты НС-1 (первого подъёма). Проводились водолазные работы по устройству оголовка водозабора. Правда всё это стало видно ближе к осени и зиме 1982 г..
Весной же 1982 г. на стройку был назначен представитель от водоканала А.Е. Иванов (в то время нач. участка очистных сооружений НФС-1). Он и подобрал основной, так скажем, костяк станции из работников других цехов. В основном это слесаря во главе с В.В. Кляниным (НФС-1). Они готовили к запуску котельную (ревизия запорной арматуры). В то время, хотя и строилась станция по плану, но оборудование поступало неизвестно откуда и в каком состоянии, многое поставлял сам Водоканал (свой запас), много оборудования давали предприятия г. Куйбышева, ведь стройка была общегородской. Поэтому в основном всё приходилось проверять и приводить в рабочее состояние. В этом же году стали практиковать выделение рабочих с других предприятий города (на прорыв). Работы хватало всем. Готовили котельную к пуску, но оказалось что спешить то и не стоило, отапливать было в эту зиму нечего. Здания не были подготовлены к зиме, ни окон ни дверей, только сама котельная и проходная. Её так и не запустили, не была готова к пуску, надо было демонтировать котлы и ещё просушить их. Не было ещё и постоянного питания стации, она питалась по времянке строителей, а мощности не хватило бы. Да много чего тогда ещё не было.
Так что и рабочим было не сладко. Бытовых условий никаких, ни руки помыть ни пообедать, да что там, пить порой было нечего, воду возили если был транспорт. Рабочие переодевались и обедали в здании (ВОХР) проходной. Помещения обогревались самодельными электрообогреватилями ( козлами – асбестовая труба с намотанной на неё спиралью), на них разогревали обед и пекли картошку, сушили одежду и всё остальное. Первое время все находились в самой большой комнате, на втором этаже, сейчас это кабинет начальника станции. Но как и бывает, случился пожар, и комната вся выгорела. Тогда переселились в соседнею комнату, сейчас это узел связи и техбиблиотека.
До следующего (83 г.) работали обычно, т.е. обычная рабочая неделя. Но ближе к лету начались авралы, станцию надо было сдавать во что бы то не стало. С весны 83 г. прибавилось и рабочих (строителей), и рабочих водоканала (присланных с других цехов), и работа закипела вовсю. Выходные почти все стали рабочими. Можно было отдохнуть не более 1-2 дней в месяц, за это впоследствии должны были давать отгулы (что конечно же оказалось мифом).
А ближе к лету, на площадке перед стройкой (сейчас автостоянка) прибавилось и строительных вагончиков. В одном из них (прорабском) он на снимке, стали проходить еженедельные совещания (штаб стройки) с участием представителей городских властей, где решались все неотложные задачи стройки. Тогда же и были выделены 2 автобуса для доставки рабочих (ЛиАЗ и Икарус), один маршрут в город, а второй на Безымянку. Для рабочих водоканала дали сначала аварийку (газончик с бочкой), который они сами оборудовали будкой, чтобы можно было ездить, но там помещалось не более 10 человек, да и то кое как. Потом давали будку, которую тоже оборудовали сами. И только где то в середине лета выделили автобус, маршрут которого начинался с ул. Фрунзе, от старого управления, потому что было много рабочих со старого города и с ГОКСа (Сухой Самарки). Выручали многих маршруты строителей.
Рабочих на стройке заметно прибавилось, и было много молодёжи. Тогда то и соорудили себе волейбольную площадку (на снимке за прорабским вагончиком) и поставили теннисный стол. И с самого начала лета в обеденный перерыв стали играть. Как уже было сказано молодёжи было много и часто набиралось три команды, которые играли на вылет. Этим же летом поставили вагон-столовую, в которую стали завозить так называемые комплексные обеды, которые оплачивались с утра (стоимость 1 рубль). А до этого ездили обедать в городские столовые, в основном на строительном автобусе, на «Фабрику кухню» завода им. Тарасова (сейчас там тц. «Апельсин»), в кафе «Встреча» на ул. Димитрова, в кафе на Управленческом. Многие обед брали из дома и разогревали кто как мог, на самодельных элекроплитках, сделанных из шамотного кирпича, грели самодельными водонагревателями (изготовленными из пластин). Воду возили из города, в колонке Студёного оврага вода была со скважины очень жёсткая, и при кипячении мутнела и образовывалось много накипи, да и не вкусная. Впоследствии стали набирать из родников, на берегу р. Волги. К осени 1983 г. основные работы по монтажу оборудования 2 подъёма были закончены и в зиму приступили к наладке. Всё это происходило в авральном режиме. И осенью же (примерно к сентябрю) было готово так наз. штатное расписание, и все желающим работать на станции предложили написать заявление на перевод в новый цех НФС-2 (все работающие числились в других цехах). Многие написали заявление на перевод, была надежда быстрее получить квартиру, ведь новая стройка, и город должен выделить жильё. Особенно тяжело прошла зима 83-84 гг. Были сильные холода, а отопление было только на станции 2_ого подъёма, да и то не очень. В здании АБК (админостративно-бытовом корпусе), построенном ближе к осени было теплее чем везде, да еще в здании РМЦ (рем-механ. цех), ну и котельной конечно же. Вот в это время и пришлось делать наладку и домонтаж оборудования (было много недоделок и переделок в связанных с несоответствием оборудования и схем). Дошло до того что многие рабочие делали не свойственную им работу, главное показали что и как делать, и делай. В самые морозы, в неотапиваемом помещении РУ-6 станции 1_ого подъема, шла отладка и было привлечено много народу (работали связисты, релейщики, группа наладки, подземзащита), ворота постоянно открыты, ноги и руки у людей замерзают в течении 3-5 минут, а греться можно только у одного тепловентилятора, правда мощного, резиновые сапоги (валенки тогда ещё не давали) в метре от него начинали плавиться через1.5-2 минуты, а ноги за это время даже не успевали отогреться.